- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка механизма внедрения инновации в сферу автомобильных услуг грузоперевозок на примере предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011892 |
Тема: | Разработка механизма внедрения инновации в сферу автомобильных услуг грузоперевозок на примере предприятия |
Содержание
Содержание: Введение Глава 1. Теоретические аспекты инноваций и их основные исследования. 1.1. Социально-экономическое содержание, классификация и виды инноваций. 1.2. Инновации как основа формирования инновационной экономики. 1.3. Организационные инновации в сфере услуг автомобильных грузоперевозок. Глава 2. Современные инновационные формы организации услуг автомобильных грузоперевозок за рубежом и в РФ. 2.1. Современное состояние мирового рынка услуг автомобильных грузоперевозок. 2.2. Формирование российского рынка услуг автомобильных грузоперевозок. 2.3. Зарубежный и российский опыт инноваций на рынке услуг автомобильных грузоперевозок на короткие расстояния. Глава 3. Внедрение инноваций в сферу услуг автомобильных грузоперевозок на короткие расстояния. 3.1. Механизм внедрения инновационного проекта в сферу услуг автомобильных грузоперевозок. 3.2. Оценка эффективности внедрения инноваций в сферу услуг автомобильных грузоперевозок. 3.3. Перспективное направление развития инноваций в сфере услуг грузоперевозок. Заключение Список используемой литературы Введение Актуальность темы. В современном мире все более важную роль приобретает сфера услуг, так, например, объем международного экспорта ежегодно увеличивается. Среди огромного разнообразия услуг в современной мировой экономике около 20 % принадлежит транспортному сектору. Развитие транспортных услуг тесно коррелирует с уровнем мировой торговли. На сегодняшний день доля России на мировом рынке услуг по грузоперевозке составляет около 3%, что вызывает необходимость обеспечения повышения эффективности участия нашей страны на мировом рынке услуг грузоперевозок. Именно поэтому возникает потребность в инновациях. В настоящее время вопросы инновационного развития являются объектами пристального внимания, как на уровне государственного регулирования, так и на уровне отдельных предприятий. В этих условиях становится очевидным, что активизация внешнеторговой деятельности России во многом зависит от характера направленности и степени эффективности стратегии государственной экономической политики, в том числе экспортной, которая должна базироваться на поддержке экспорта транспортных услуг с учётом инновационных форм их организации. Это, в свою очередь, следует рассматривать как один из способов укрепления позиций государства на мировом рынке. В современных условиях в России объективно возрастает необходимость концептуального осмысления роли государственной экспортной политики в части формирования долгосрочной стратегии услуг грузоперевозок и методологических подходов к её реализации на основе инновационных форм организации международных транспортных услуг. Цель и задачи. Целью магистерской диссертации является разработка механизма внедрения инновации в сферу автомобильных услуг грузоперевозок на примере предприятия ЗАО «Аорта-Автогруз» и проведение оценки экономической эффективности внедренной инновации. В соответствии с данной целью поставлены и решены следующие задачи: проанализировать литературу по проблеме; осуществить обзор теоретических аспектов инноваций, а именно раскрыть сущность и особенности инноваций, их виды; привести классификацию инноваций; проанализировать состояние мирового рынка услуг автомобильных грузоперевозок; проанализировать состояние российского рынка услуг автомобильных грузоперевозок; разработать алгоритм процесса инновационного проекта; разработать механизм внедрения инновационного проекта в сферу услуг автомобильных грузоперевозок ; проанализировать методы оценки экономической эффективности инновационных проектов; провести оценку эффективности внедрения инноваций в сферу услуг автомобильных грузоперевозок; рассмотреть перспективные направления развития инноваций в сфере услуг грузоперевозок. Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке механизма внедрения инноваций в сферу автомобильных грузоперевозок. Глава 1 Теоретические аспекты инноваций и их основные исследования 1.1. Социально-экономическое содержание, классификация и виды инноваций Зарубежные ученые трактуют понятие «инновация» в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно – технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактовал инновацию как научно–организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским доходом. Позднее, он уточнил понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В международной литературе инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Среди российских ученых, изучающих вопросы цикличности и инноваций и внесших вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблемы, можно назвать Ю.В. Яковца. Он выделил циклы и фазы развития техники, а также провел периодизацию научно – технических революций. Инновации Ю.В. Яковец рассматривает с точки зрения цикличного развития техники: ? крупнейшие базисные инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год; ? крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем базисные инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше; ? средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения; ? мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования. П.Н. Завлин, А.К. Казанцев и Л.Э. Миндели определяют инновацию как использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно – технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. По определению, данному в Концепцией государственной инновационной политики Российской Федерации на 2012 год, инновация (конечный результат инновационной деятельности) — это новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке; новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. [15] Инновация возникает в результате использования итогов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Таким образом, можно предположить, что в самом общем виде инновация – это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники и технологии. С нашей точки зрения, все выше приведенные определения описывают инновации, в первую очередь, как инструмент предпринимательской деятельности, направленной на создание новых видов продукции. Нам представляется, что данные трактовки характеризуют в основном технико–экономическую составляющую инноваций и слабо выражают социально–экономическую составляющую, то есть не рассматривается сущность инновации как экономической категории (за исключением трактовок Б. Твисса, Б. Санто). При всей важности данного подхода к анализу инноваций, по нашему мнению, он совершенно недостаточен, и существует объективная необходимость определить инновацию как экономическую категорию, попытаться рассмотреть инновацию с экономико-философской точки зрения, то есть выделить ее сущность и содержание, проявления и формы. С точки зрения диалектики, под сущностью какого-либо явления понимается внутренняя, глубинная, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики, то есть сущность выражает лишь главное, основное в предметах и явлениях. Таким образом, сущность, как внутренняя, относительно устойчивая сторона объективной действительности, может быть обнаружена в явлениях как нечто общее, присущее им всем. Поэтому с категорией «сущность» тесно связана категория «общее». И с этих позиций сущность инновации - это внутренняя сторона инноваций, а именно отношения, возникающие между людьми по поводу внедрения новых разработок и достижений, которые направлены на повышение конкурентоспособности предприятий и фирм. В свою очередь, когда мы воспринимаем какой–либо объект, то выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешнюю форму, внешний облик. С этой точки зрения – это явление, то есть внешние, наблюдаемые, конкретные, обычно более подвижные характеристики предмета. Под содержанием же понимаются те свойственные вещи внутренние процессы, которые имеют непосредственное отношение к сущности вещи, но не только. И если категории «сущность» и «содержание» соотнести друг с другом, то мы увидим, что понятие сущности и содержания родственны друг другу, но не тождественны. Категория «содержание» шире по своему объему, чем категория «сущность». Содержание включает в себя общую сущность и ее конкретные формы, и проявления в каждом отдельном случае. Теперь мы можем предположить, что применительно к предмету нашего исследования содержание инновации будет включать в себя ее сущностные характеристики, а также внешнюю сторону, а именно: формы, типы, виды вложений в производственные, научные, финансовые проекты с целью получения прибыли или для решения социальных и экономических проблем. Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод, что инновацию в качестве экономической категории следует определять, как экономические отношения, возникающие между гражданами, фирмами, банками и государством по поводу создания и внедрения новых технологий, новой продукции и услуг в условиях быстроменяющейся экономической среды за счет привлечения как собственных, так и заемных средств. Впервые основные виды инноваций были детально описаны в 60-х годах XX века известным американским экономистом Йозефом Шумпетером. Исходя из его исследований, описываемый нами предмет можно условно поделить на следующие категории: Создание и производство продукта, который до этого еще не был известен потребителю. Такое изделие будет отличаться совершенно новыми характеристиками и качеством. Внедрение технологического новшества, в основе которого лежит научное открытие или совершенно иной подход к использованию продукта. Освоение или создание нового рынка для сбыта продукции какой-то из отраслей промышленности. Применение в создании продукта нового источника или сырья вне зависимости от того, существовали ли раньше рынки сбыта или нет. Внедрение новых административных форм для более эффективного управления производством. Современная типология инноваций имеется также по содержанию: Продуктовые инновации. Ориентировка в первую очередь на создание новых продуктов или значительное улучшение уже существующих продуктов в сфере потребления. Инновации в технологическом процессе. Внедрение новых технологий, норм, практик корпоративного управления. Рыночные инновации. Открывают новые способы стимулирования сбыта продукта или вообще создают новые рынки. Кроме этого, есть признаки классификации инноваций по степени новизны: Базовые. Создание нового устройства или технологического процесса, который дает импульс к созданию целой новой отрасли. Примером такого может быть изобретение парового двигателя, полупроводников, разработки в сфере атомной энергетики или радио. Улучшаемые. По сути это глубокая модернизация. На базе инновации создают новые продукты, открывают новые материалы или сильно совершенствуют уже существующие. Изменение характеристик также относится сюда. Часто это - высокодоходные инвестиции. Примером может являться двигатель внутреннего сгорания, на базе которого создаются машины уже больше столетия. Псевдоинновации. Применяется компаниями для продления срок служба улучшаемых инноваций. Сюда можно отнести изменение дизайна, рекламы продукта и другое. В зависимости от технологических параметров основные виды инноваций разделяются на продуктовые, когда при создании применяются принципиально новые материалы и технологии и процессные. В случае с последними на предприятии всего лишь создают новые структуры для более эффективного управления. Классификация по типу новизны. Кроме всего прочего, типы инноваций можно разделить по их новизне относительно рынка: абсолютно новые для отраслей в мире, абсолютно новые для отрасли в стране и абсолютно новые для конкретного предприятия. Отдельный случай, если посмотреть на предприятие не как на отдельные сегменты, а на единую систему. Тогда понятие и виды инноваций приобретают следующее воплощение: Инновации на входе. Изменения концепции использования имеющихся в наличии материалов, транспорта, технологических процессов. Инновации на выходе. Все, что касается уже произведённого продукта, и всего, что связано с ним. Применение иных подходов в самом предприятии. Внедрение новых управленческих структур, производства, технологий. В зависимости от того, насколько глубокими были изменения, выделяют такие инновации, как : Регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций; Изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования; Адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу; Новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; Новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется; Новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа; Новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип; Радикальные (базовые) — совершенно новые продукты или инновации, основанные на совершенно новых технологиях, которые полностью отличаются от существующих продуктов и технологий; Улучшающие -нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продуктов и технологий. Модификационные (частные) - направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства. [16] Разделение инноваций по типу нововведения Социальные. Материально-технические. Правовые. Социально-управленческие. Экономические. Организационно-управленческие. Также виды и типы инноваций можно разделить с учетом сфер деятельности предприятия: Технологические. Производственные. Социальные. Торговые. В сфере управления. Однако эта классификация является несколько упрощенной. Например, не учтен масштаб инноваций. Он, как известно, бывает глобальным и локальным. Как справедливо отмечают многие авторы, в силу специфики инноваций как экономической категории практически невозможно установить точное количество классификационных признаков. Соглашаясь с этим выводом, мы определим в качестве предмета данного исследования систему инноваций различного характера, составляющих сферу действия инновационной стратегии организации. Таким образом, обобщая подходы к классификации инноваций с учетом имеющегося опыта, можно представить следующую обобщенную структуру классификаций инноваций, которая изображена на рис. 1. Приведенная классификация инноваций позволяет эффективно решать следующие виды задач по управлению инновационной деятельностью, такие как: 1) обеспечение увязки типов инноваций с реализуемыми инновационными стратегиями; 2) отработка экономического механизма и форм управления различными типами инноваций и управления инновационной деятельностью; 3) выбор наиболее эффективных форм реализации инноваций на различных рынках. Заметим, что основными критериями такой классификации должны быть: 1) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для дальнейшего анализа и исследования инноваций; 2) возможность количественного (качественного) определения критерия классификации; 3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. Инновации можно классифицировать различными способами, в зависимости от классификационных признаков — по структуре, степени новизны, инновационному потенциалу и т.д. Хотя следует принять во внимание тот факт, что многообразие форм инноваций не позволяет разработать единую их классификацию. [17] Характеристики масштаба от внедрения инноваций и их новизна – две важнейшие характеристики, которые в наибольшей степени позволяют измерить их успех с помощью экономических последствий. Однако решение о внедрение нового продукта и инвестирования в новое производство не всегда происходит с оглядкой на его абсолютную новизну. Перед этим следует детальный экономический анализ и расчеты целесообразности относительно конкретных рынков и группы потребителей, которые являются потенциальной целевой аудиторией новинки. 1.2. Инновации как основа формирования инновационной экономики На современном этапе развития деятельность любой экономической системы независимо от ее размеров, структуры и направления деятельности неразрывно связана с инновациями. Сравнительный анализ стратегических целей различных экономических систем позволяет говорить об объективном повышении роли инновационного развития в общей системе управления. Широкомасштабное выявление новых знаний в различных областях, а также их комбинирование влечет появление новых продуктов и технологий. Если экономическая система любого масштаба и рода деятельности перестанет уделять внимание инновационным процессам, то это рано или поздно приведет если не прекращению ее функционирования как экономической системы, то к снижению эффективности деятельности. Определяя хозяйственную или экономическую систему как таковую, можно выделить ряд компонент и признаков, формирующих ее и дающих возможность функционирования и развития: цель, устойчивость, комплексность, территориальная привязка, инновационность [27,9]. Стоит отметить, что вопросам экономического роста и развития посвящено очень большое количество трудов зарубежных и российских экономистов, специалистов в области управления. Прежде всего это классики экономической мысли - С. Кузнец, Р. Солоу, Э. Фелпс, Й. Шумпетер и др. Так, Й. Шумпетер в своих исследованиях выделял существование «действительно чисто экономического развития», указывая при этом на противоречия и взаимоисключающее влияние экономического развития и равновесия. «Экономическое развитие не есть органическое единство его целостности, а состоит из следующих друг за другом, но относительно самостоятельных частичных развитий» [2]. Развитие экономики протекает волнообразно, но в рамках экономики должно иметь место единое восходящее движение. Однако, формирование устойчивой конкурентоспособной экономической системы является важным направлением научных исследований, поскольку до сих пор вопрос об основных причинах и факторов роста и развития остается достаточно открытым. На наш взгляд, устойчивость экономических систем характеризуется способностью сохранять определенный вектор развития в любых условиях. При этом, сохранение устойчивости не должно противоречить экономическому росту. Под устойчивым развитием следует понимать состояние экономической системы, характеризующееся положительной динамикой основных экономических показателей деятельности, обеспеченных и обусловленных присутствием фактора инновационности, адаптивностью к изменениям во внешней и внутренней среде, гармонизацией интересов всех участников социально- экономических отношений [3]. Инновационность – свойство экономической системы, проявляющееся в способности генерации инновации всех типов и на всех уровнях и обеспечивающее интенсивный тип развития за счет создания благоприятных условий для их (инноваций) реализации. В настоящее время экономическая наука сформировала достаточно большое количество подходов к определению инноваций и инновационных процессов. Первая классическая интерпретация инноваций представлена Й. Шумпетером, который выделял новое благо, новые источники сырья, новые методы производства и сбыта, новые методы организации бизнес- процессов (реорганизация). В исследованиях российских исследователей приведена достаточно широкая систематизация терминов и классификаций инноваций отечественных и зарубежных экономистов. По мнению С.Д. Ильенковой, В.И. Кузнецова, С.Ю. Ягудина специфическое содержание инновации проявляется в изменении [13]. Инновациям, то есть коммерциализированным новшествам, предшествуют, так называемые инвенции. Под инвенциями в научной литературе понимаются новые научно- технические знания, не существовавшие ранее, полученные в результате проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, конвертируемые затем в производственный опыт и нематериальные активы: научные открытия, патенты, базы данных, программное обеспечение, изобретение, представление некоторой идеи, которая позволяет решить возможные проблемы [23,24]. В теории инноваций классическая интерпретация жизненного цикла инноваций выглядит как плавный передох от стадии к стадии, главным образом от создания новаций к процессу их внедрения (инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в нововведение, включает в себя ряд стадий, таких как достижения фундаментальной науки, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, внедрение и распространение инновации, использование технологий, устаревание инноваций). В реальной экономической жизни можно наблюдать разрывы между основными этапами создания новаций и их коммерциализацией. Этому можно найти достаточно практические объяснения: окончание бюджетного финансирования научных разработок, высокие риски инвестирования, отсутствие взаимодействия между наукой и бизнесом и т.п. То есть возникают разрывы между основными этапами инновационного процесса, которые приводят к замедлению развития экономических процессов, потере финансовых средств и экономических связей. В реальной экономической жизни можно наблюдать разрывы между основными этапами создания новаций и их коммерциализации, так называемые разрывы инновационного цикла. Инновационная экономика, как экономика, основанная на использовании знаний должна обладать следующими признаками [9]: ?Открытый, полный и автоматизированный доступ любого субъекта об инновациях, инновационной деятельности и инновационных процессах (реализация принципа открытых инноваций); ?Наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей созданий национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания инновационного развития; ?Наличие развитой инновационной инфраструктуру, способной оперативно и гибко реагировать на необходимые в данный момент инновации; ?Наличие четко налаженной гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки кадров. Постоянно возрастающий темп изменений стал главным фактором экономического роста. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными экономические субъекты должны поддерживать высокий темп собственной инновационной активности [10]. Инновации всех видов являются одновременно и фактором жизнеспособности, и фактором конкурентоспособности экономических субъектов. Можно выделить пять приоритетов развития инновационной стратегии: общее экономическое законодательство; региональная политика; технологические приоритеты; состав федеральных органов исполнительной власти, инструменты механизма государственной инновационной политики; преобразования науки [23]. Современный этап развития мировой экономики характеризуется как переход к шестому технологическому укладу, основной чертой которого является применение нанотехнологий во всех сферах социальной и экономической деятельности. Также в теориях инновационного развития присутствует мнение о наличии внутренних объективных факторах обновления, в состав которых входят первичные факторы-ресурсы и вторичные факторы процессы (таблица 1) . Таблица 1 Основные признаки инновационного развития Основные признаки Прочие условия Социально-экономические результаты Внутренние факторы и условия развития Внешние факторы и условия развития Новые, постоянно обновляемые услуги Развитое инновационное предпринимательство Высокая мобильность спроса, постоянное его обновление Явное конкурентное преимущество или монопольное положение на рынке Постоянно изменяемый объем услуг Постоянно возобновляемая база Формирование новых рынков на новые (обновляемые услуги) Ускорение всех экономических и научно-технических процессов Высокая, постоянно растущая эффективность услуг Периодическое обновление организации и управления Постоянно обновляемая институциональная среда Высокая интеграция науки, образования и производства Стабильные или растущие объемы прибыли Инновационные инвестиции Развитая инновационная структура Активная гос. инновационная и научно-техническая политика Растущие цены оказания услуг и потребления Активная инновационная и инвестиционная деятельность Наличие национальной инновационной системы Активное влияние на обновление существующих потребностей и формирование новых Рост заработной платы и доходов Сложный творческий труд По мнению ряда авторов, адекватным методологическим инструментом формирования инновационного пространства является концепция национальной инновационной системы как комплекса отношений экономических агентов по поводу генерации, распространения и практического использования нововведений. В общем виде под национальной инновационной системой понимается совокупность институтов, которые обеспечивают инновационные процессы, связанные со специализированным научным направлением – изучением национальной экономики, институтов науки и результатов научно- технического процесса [19]. Инновационная система обеспечивает интеграцию научных организаций с институтами реального сектора экономики. Фактически, инновационная система – это адаптивная среда, выстраиваемая и формируемая национальной экономикой страны. Состояние инновационной системы отражает уровень и степень развития экономики, а также показывает роль инноваций в повышении конкурентоспособности экономики [20]. Процессы построения инновационных систем были рассмотрены нами с точки зрения основных формирующих их принципов (таблица 2). Таблица 2 Подходы к формированию инновационных систем Подход Особенности проявления (основной принцип) Преимущества Недостатки Перманентный (эволюционный) Инновации осуществляются по принципу «снизу- вверх», инновационная активность проявляется на микроуровне. Инновации отвечают потребностям рынка грузоперевозок, присутствует фактор реализации творческого потенциала инноватора. Высокие риски инновационных проектов в сфере автомобильных грузоперевозок, проблемы с финансирование инновационных проектов, низкий уровень фундаментальных НИР. Дискретный (революционный) Инновации осуществляются по принципу «сверху- вниз», инновационная активность проявляется на макроуровне. Создаются институциональные условия проявления инновационной активности на всех уровнях Задается целенаправленный вектор инновационного развития, не всегда отвечающий потребностям рынка грузоперевозок Комбинированный (системный) Одновременное проявление инновационной активности на всех уровнях. Получение положительных системных эффектов на всех уровнях, обеспеченных сочетанием инновационных инициатив Нивелирование «перекосов» развития по принципам «снизу- вверх» и «сверху- вниз» Непрерывность инновационной деятельности в транспортной отрасли, взаимодействие большого количества участников между собой, смещение инновационной активности в сторону организационно-управленческих инноваций являются отличительными чертами современных инновационных процессов в сфере автомобильных грузоперевозок. Формирование устойчивых экономических систем необходимо рассматривать на трех уровнях: микро-, мезо- и макроуровнях. Представим следующую схему, которая наглядно показывает взаимосвязь экономических субъектов разных уровней в системе автомобильных грузоперевозок.(рис. 2). Макроуровень (определение предпосылок для реализации инноваций в сфере автомобильных грузоперевозок) Программное регулирование Нормативное-правовое регулирование Мезоуровень (Калининградская область) Микроуровень (бизнес-структуры, компании, осуществляющие инвестиции в инновационные проекты в сфере автомобильных грузоперевозок) Рис.2. Экономические субъекты разных уровней системы инновационного развития сферы автомобильных грузоперевозок на примере компании ЗАО «Аорта-Автогруз» На макроуровне происходит формирование принципов построения инновационных систем, определяются институциональные предпосылки для реализации инноваций. Системы микроуровня являются непосредственными участниками инновационных процессов, ими осуществляются инвестиции во все виды инноваций, обеспечивается прирост благосостояния. Как показывает опыт, передовые западные компании не сокращают инвестиции в инновации даже в тяжелых условиях. Причины этого явления можно выделить следующие: 1) Инновации стали центральным элементом корпоративной стратегии; 2) Компании в большинстве секторов экономики, как правило, ориентируются на разработку продуктовых циклов, которые простираются на многие годы; 3) Многие компании рассматривают спад в экономике как возможность создать преимущество перед своими конкурентами [18]. Мезосистема (в данном случае это - Калининградская область) является, по своей социально-экономической сути переходным звеном между системами микро и макроуровня. Промежуточное положение мезосистем вызывает необходимость выполнения двух очень важных задач: ? Нормативно-правовое и программное регулирование микросистем (бизнес- структур, компаний, осуществляющих инвестиции в инновационные проекты) в рамках общей Стратегии и Концепции развития страны как макросистемы; ? Обратное воздействие на макросистему с целью отражения социальных и экономических интересов субъектов микроуровня в стратегических планах развития страны. Таким образом, устойчивость развития систем более высокого уровня определяется степенью устойчивости систем более низкого уровня, а также возможностями их эффективного взаимодействия между собой и учёт интересов каждой системы. 1.3. Организационные инновации в сфере услуг автомобильных грузоперевозок. Стадии и типы инновационного процесса в сфере автомобильных грузоперевозок Организационные инновации в сфере автомобильных грузоперевозок — это реализованные новые методы ведения бизнеса по перевозке грузов, организации рабочих мест, внешних связей; направленные на повышение эффективности деятельности предприятия за счет снижения административных затрат, совершенствования организации рабочих мест (рабочего времени) и тем самым роста производительности труда, получения доступа к отсутствующим на транспортном рынке активам, снижения стоимости поставок грузов. Организационные инновации в сфере автомобильных грузоперевозок означают реализацию новых методов организации поставки грузов, расчета стоимости доставки, расчета более оптимального маршрута доставки. Они включают в себя: разработку и реализацию новой или усовершенствованной схемы организации перевозок грузов; внедрение современных методов управления организационной системой (на основе информационных технологий); разработку и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в самой компании, осуществляющей деятельность по перевозке грузов; нововведения в использовании сменного режима рабочего времени; применение современных систем контроля качества и срока доставки грузов, сертификации услуг; внедрение современных систем логистики и поставок («точно в срок» и т.п.); создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок), практической реализации научно-технических достижений (технологических и инжиниринговых центров, малых инновационных фирм); внедрение корпоративных систем управления знаниями; реализацию мер по развитию персонала (организация корпоративного и/или индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала); реализацию новых форм стратегических альянсов, партнерств и иных видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями; передачу ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг) и др. Инновации в организации рабочих мест связаны с реализацией новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работ по осуществлению грузоперевозок, а также новых концепций структурирования деятельности, в т.ч. интеграции различных ее направлений. Новые организационные методы во внешних связях означают реализацию новых способов организации взаимоотношений с другими предприятиями: сотрудничества с заказчиками и научными организациями, интеграции с поставщиками, аутсорсинга (субконтрактных отношений) в области производства, обеспечения, распределения ресурсов либо продукции, решения кадровых и вспомогательных вопросов. Стоит отметить, что к организационным инновациям не относятся изменения в ведении деятельности по осуществлении перевозки грузов, организации рабочих мест или внешних связях, которые основаны на организационных методах, уже применяемых на предприятии. Формулирование управленческих стратегий также само по себе не является инновацией. Однако орган....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка механизма реализации стратегии более чистое производство на примере предприятия перерабатывающей промышленности «сибирская экологическая компания»
- Анализ, рассмотрение механизма управления кредитоспособностью предприятия и разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния
- Теоретическое обоснование и практическая разработка механизма автоматизации бизнес-процессов отдела продаж предприятия